Логин:   Пароль:






Новости
Рассылки
Форум
Поиск


Java
- Апплеты
- Вопрос-ответ
- Классы
- Примеры
- Руководства
- Статьи
- IDE
- Словарь терминов
- Скачать

Мобильная Java
- Игры
- Примеры
- Статьи
- WAP, WML и пр.

JavaScript
- Вопрос-ответ
- Примеры
- Статьи

Веб-мастеринг
- HTML
- CSS
- SSI

Разминка для ума
Проекты
Книги
Ссылки
Программы
Юмор :)




Rambler's Top100
Rambler's Top100

Статьи - разминка для умаМоби Гейм

Моби Гейм

Читатели МК уже имели возможность познакомиться с процессом написания игр для персональных компьютеров (см. статью автора этого материала «Домашняя Кухня: Игры», МК №№22, 25, 30 (193, 196, 201)). Но информационные технологии не стоят на одном месте, и сегодня уже никого не удивишь красочной игрой с полифоническим звуком на мобильном телефоне. Вот только далеко не все знают, как эти игры создаются. В этом вам и поможет разобраться данный материал.

Основная цель статьи — объяснить сам принцип написания игр, рассказать, как это вообще делается. Для желающих изучить эту проблему детальнее в конце статьи приведен небольшой обзор сайтов, посвященных теме создания мобильных игр. А пока начнем наше путешествие в мир мобильных игр с рассмотрения мобильных платформ.

Платформы

В мире мобильных телефонов не существует единой платформы, под которую бы можно было писать все игры, аналогичная картина наблюдается и среди настольных компьютеров. На данный момент весьма популярны мобильные платформы Mophun и Java2 Micro Edition (далее просто Java2ME).

Mophun — это платформа, созданная в позапрошлом году шведской фирмой Synergenix ( http://www.synergenix.se/). Mophun показывает производительность, в разы превышающую производительность Java2ME. На сегодняшний день Mophun распространяется в двух версиях: Mophun 1.0 (на недорогих телефонах) и Mophun 2.0 (на смартфонах). Основные отличия второй версии — поддержка 3D-графики. Писать игры под эту платформу выгодно как автору, так и распространяющим эти игры конторам. Как бы вы ни стремились подарить безвозмездно миру свое творение, у вас ничего не получится. Дело в том, что бесплатное распространение игр запрещено фирмой Synergenix. И вы просто обязаны указать цену на свою игру (сделать ее в виде Demo, а за полную версию брать деньги, либо в виде ShareWare, когда пользователю доступны только, скажем, первые два уровня, а за остальные нужно платить, или когда полноценная игра работает без регистрационного номера только первые несколько минут).

Платформа Java2ME. Данная платформа является детищем такой мощной корпорации как Sun Microsystems. Вообще, язык Java существует уже достаточно давно (около 7 лет) и используется в разных сферах деятельности (хотя Sun делала упор на работу с сетями). И понятно, что этот популярный язык не мог обойти стремительно развивающуюся индустрию мобильных игр. Java2ME является как бы оболочкой для размещения и использования технологии Java на мобильных устройствах (кроме телефонов, Java2ME используется в смартфонах, карманных компьютерах, пейджерах, коммуникаторах, и др.) Как было сказано выше, телефонов с поддержкой Java2ME намного больше тех, которые поддерживают Mophun (привести их полный список просто не позволяет объем статьи). Преимущество Java2ME заключается в том, что кроме игр под эту платформу можно писать и различные программы, вдобавок, Java2ME присутствует даже на некоторых бюджетных моделях стоимостью до $70. В принципе, программы можно писать и под Mophun, но политика компании Synergenix просто не позволит вам запустить ее на своем телефоне.

Как видим, выбор у нас не очень широк, но все же есть (что не может не радовать). Так как технологии написания игр под обе платформы в корне отличаются друг от друга, рассматривать этот вопрос мы будем для каждой платформы отдельно (а на какой остановить свой выбор — дело ваше). Кстати, тем, кто читал статью «Гурьбою на Пальму» Анатолия ШУБЫ (МК №37 (260)), будет немного проще влиться в процесс игротворчества для телефонов. Дело в том, что схемы написания программ под любые мобильные устройства (к примеру, КПК) в общих чертах схожи, так что советую почитать ту статью. Однако хочу сообщить вам радостную новость: писать игры под телефоны намного проще, чем под КПК. Это объясняется тем, что сам АПИ для написания мобильных игр намного меньше, скажем, КПК-аналога, в результате чего мы имеем меньше функций (что придает приложениям более ясный характер, так как одну вещь нельзя сделать «сотней способов»), да и само устройство — телефон, намного проще КПК (а значит, и программировать его проще). И самое главное — при написании игр для телефонов вас не должно волновать, по большому счету, ничего, кроме самой игры, так как пишите вы игру под платформу (а уже платформа должна «заботиться» о взаимодействии с телефоном, его «операционной системой»), а вот при написании игры к тому же КПК на плечи программиста ложится и забота о правильном обращении игры с ОС. Но давайте оставим тему сравнений и перейдем непосредственно к нашей главной теме. Начнем мы с «более забавной» платформы (для справки, слово «Mophun» произносится на английском зыке как «More Fun», что значит «Более забавный»).

Игродел Mophun

Для написания игр под платформу Mophun используется очень популярный и мощный язык — С++. Уже этот факт может сыграть решающую роль для большинства программистов. Общая картина написания игры выглядит следующим образом. Вначале необходимо зайти на сайт http://www.mophun.com/ и зарегистрироваться в качестве разработчика. После этого вам будет дан доступ на скачивание Mophun SDK (размер файла — 14.2 Мб) — набора средств для разработки и тестирования игр. В этот SDK входит сам Mophun API (интерфейс прикладного программирования) и полное его описание, множество примеров игр и несколько простых обучающих пособий. После того как вы установили Mophun SDK (сложностей при установке не должно быть никаких), можно смело приступать к написанию игры. Саму игру можно писать в любом текстовом редакторе вроде стандартного Блокнота Windows и затем компилировать с помощью командной строки. Но есть вариант получше — использовать Microsoft Visual Studio. Компилятор Mophun с легкостью подключается к этой среде разработки приложений, после чего весь последующий процесс уже ничем не отличается от написания игры или других программ для Windows. Всю информацию по настройке Visual C++ 6.0 и Visual C++ .NET можно найти в документации, входящей в состав Mophun SDK. Как уже было сказано выше, писать игру необходимо на языке Си++. Описание всех Mophun-API функций можно найти в том же SDK.

После того как ваша игра будет готова, ее можно будет протестировать на компьютере с помощью Mophun-эмулятора, также входящего в состав Mophun SDK. Но вот запустить сразу игру на мобильном телефоне у вас не получится (не исключено, что вы вообще никогда не запустите ее на своем аппарате). После того как вы уже освоили Mophun API и можете создавать игры, необходимо приступать к разработке коммерческой игры (то есть сертифицированной игры, так как на мобильных телефонах Mophun работают только игры, прошедшие сертификацию). Для начала разработчик должен заполнить специальный документ (входит в состав Mophun SDK), в котором необходимо описать идею своей будущей игры, написать имя вашей компании (это может быть что угодно, хоть «Vasilij Incorporation») и оговорить предполагаемый способ получения денег за игры (хотите ли вы сделать в незарегистрированной версии доступными только пару уровней или ограничить время игры). После того как документ будет готов, его нужно отослать в Synergenix (e-mail, на который нужно отсылать, указан на сайте). Если все пройдет успешно, вы получите разрешение на написание игры, а по ее завершении Synergenix сертифицирует ее. Подробнее узнать о процессе сертификации и разработке игр вы сможете на официальном сайте Mophun — http://www.mophun.com/. Также здесь есть очень хороший форум (получить ответ можно практически на любой вопрос), каталог Mophun-игр и очень полезный для разработчиков раздел — Download, где у вас есть возможность скачать множество полезных вещей.

Подводя итог, можно сказать, что сам процесс написания игры под платформу Mophun достаточно прост. Mophun API изучить очень легко, и если вы нормально владеете языком Си++, то уже через кратчайший отрезок времени у вас будут получаться хорошие игры. Вся трудность и, вероятно, единственный минус Mophun заключается в процессе сертификации игры, но и здесь не все так страшно. Если ваша идея понравится ребятам из Synergenix, то игра пройдет сертификацию довольно быстро. А теперь рассмотрим процесс создания игр под платформу Java2ME.

Поиграем с Java2ME

При написании игр под Java2ME вам не нужно беспокоиться ни о какой сертификации, разрешениях и т.п. Все просто — пишете игру, закачиваете на телефон и наслаждаетесь. Но не все так уж легко, как кажется. Как видно из названия платформы, писать игры придется на языке Java, который, в отличие от Си++, не приобрел в нашей стране огромной популярности (хоть в скором будущем картина, вероятно, поменяется). J2ME объединяет под своей вывеской множество технологий, каждая из которых решает свою конкретную задачу (ведь, как было сказано выше, Java2ME используется на разных мобильных устройствах, а не только на телефонах). Нас интересует только CLDC (конфигурация подключения устройств с ограничениями) и профиль MIDP. Дело в том, что каждая конфигурация описывает свою среду выполнения Java2ME-приложений (виртуальная машина Java, набор доступных классов, некоторые правила функционирования приложений). Для каждой конфигурации имеется еще набор профилей, которые как бы уточняют среду выполнения приложений (для нас важен только MIDP-профиль). Приложения, написанные под профиль MIDP, называются MIDlet’ами. Итак, для разработки этих MIDlet’ов необходимо скачать на компьютер специальное программное обеспечение. Во-первых, это интегрированная среда выполнения Forte for Java ( http://www.sun.com/forte/ffj). Затем необходимо скачать Wireless Toolkit (набор средств для программирования беспроводных устройств) по адресу http://www.javasoft.com/products/j2mewtoolkit и установить его поверх Forte for Java (при установке указать, что нужно интегрироваться с Forte for Java). Вместо Forte for Java вы можете скачать другую интегрированную среду выполнения — Java 2 Micro Edition ( http://www.javasoft.com/j2me). После установки этого ПО вы сможете смело приступать к написанию Java2ME-приложений (создание MIDlet’ов ничем не отличается от создания обычных windows-программ). После компиляции вы получите два файла с расширениями .jar и .jad. Эти два файла и необходимо перекачать на мобильный телефон. Как и в случае с Mophun-приложениями, MIDlet’ы можно протестировать сначала на компьютере.

А что дальше?

Наверняка этот вопрос возник у тех людей, которые заинтересовались разработкой мобильных игр. В Интернете существует много сайтов по этой тематике. Для тех, кто выбрал платформу Mophun, будет полезен англоязычный форум http://www.mophun.com/forum.php. На русском языке информации не очень много, на форуме http://www.mobile-review.com/forum есть раздел для программистов игр. Выбравшим Java2ME следует сходить на http://www.javaportal.ru/, где можно найти примеры Java2ME-игр и множество статей, а также решить возникнувшие проблемы в форуме. Есть в Интернете и русскоязычная книга по Java2ME, которую можно почитать в онлайне по адресу http://java.minisite.ru/. На http://java2me-you.narod.ru/ можно загрузить готовые Java-игры, программы, почитать о Java2ME и скачать Java2ME-эмулятор.



Автор: Алексей САЛО
N 15 (290) 12.04.2004
http://newww.mycomputer.ua

Warning: mysql_connect() [function.mysql-connect]: Can't connect to local MySQL server through socket '/tmp/mysql.sock' (2) in /pub/home/javaport/javaportal/books/show2b.php on line 11

Warning: mysql_db_query() [function.mysql-db-query]: Can't connect to local MySQL server through socket '/tmp/mysql.sock' (2) in /pub/home/javaport/javaportal/books/show2b.php on line 19

Warning: mysql_db_query() [function.mysql-db-query]: A link to the server could not be established in /pub/home/javaport/javaportal/books/show2b.php on line 19

Warning: mysql_fetch_array(): supplied argument is not a valid MySQL result resource in /pub/home/javaport/javaportal/books/show2b.php on line 30
Узнай о чем ты на самом деле сейчас думаешь тут.


Опрос
Считаете ли вы целесообразным сделать аналог упражнений по Hibernate на базе вопросов www.sql-ex.ru?
Да, полный аналог упражнений
Да, но с реализацией основных конструкций объектной модели
Нет, Hibernate не актуален, использую др. технологии
Нет



Warning: mysql_connect() [function.mysql-connect]: Can't connect to local MySQL server through socket '/tmp/mysql.sock' (2) in /pub/home/javaport/javaportal/news/worldnews.php on line 91

Warning: mysql_db_query() [function.mysql-db-query]: Can't connect to local MySQL server through socket '/tmp/mysql.sock' (2) in /pub/home/javaport/javaportal/news/worldnews.php on line 93

Warning: mysql_db_query() [function.mysql-db-query]: A link to the server could not be established in /pub/home/javaport/javaportal/news/worldnews.php on line 93

Warning: mysql_fetch_array(): supplied argument is not a valid MySQL result resource in /pub/home/javaport/javaportal/news/worldnews.php on line 95